Отличия аукциона от конкурса

Отличия аукциона от конкурса

Аукцион и конкурс — это конкурентные способы выбора поставщика, которые применяют заказчики. Общие принципы их проведения схожи, но правила выбора поставщика в таких тендерах существенно различаются.

В этой статье:

  • Что такое аукцион
  • Что такое конкурс
  • Чем отличается аукцион от конкурса по 44-ФЗ
  • Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ
  • Выводы

Аукцион или конкурс

Что такое аукцион

Аукцион — это выбор поставщика по результатам торгов. Победителем станет участник, который предложил минимальную цену в ходе аукциона и подготовил заявку на участие без ошибок.
Какие бывают аукционы:

  • открытые или закрытые;
  • бумажные или в электронной форме;
  • на закупки для госучреждений, госкомпаний или коммерческих фирм.

Бумажные торги проводят только для закупок с секретностью. Такие заказы размещают с помощью закрытых аукционов без публикации извещения в ЕИС и на ЭТП.

Остальные заказы размещают в электронной форме, поэтому для участия в них понадобится электронная подпись.

Оформите ЭП в Удостоверяющем центре Контура. Такая электронная подпись подойдет для любой торговой площадки и всех видов торгов.

Кто из заказчиков по каким правилам работает, зависит от источника финансирования организации:

  • госучреждения проводят торги по правилам 44-ФЗ;
  • госкомпании, которые принадлежат государству больше, чем на 50 % размещают заказы по 223-ФЗ;
  • коммерческие фирмы заключают договоры на основе Гражданского кодекса.

Где размещают сведения об аукционе

Госкомпании и госучреждения публикуют извещения о проведении открытых аукционов в единой информационной системе (ЕИС) и на электронной торговой площадке (ЭТП) из списка, который утвержден Распоряжением Правительства от 12.07.2018 №1447-р.

Коммерческие фирмы публикуют извещения о проведении аукционов на тех же площадках, что и госзаказчики, а также на других ЭТП и корпоративных сайтах.

Как проводят аукцион

Открытые аукционы проводятся в несколько этапов (ст. 49 44-ФЗ):

  1. Подача заявок от поставщиков.
  2. Торги, где участники предлагают цену за свой товар.
  3. Рассмотрение заявок и подведение итогов.

Состав аукционной заявки

С января 2022 года участники подают заявку на участие в аукционе без деления на части. В нее включают (ч. 1 ст. 49 44-ФЗ):

  • Решение об одобрении крупной сделки.
  • Документы о соответствии поставщика общим и дополнительным требованиям заказчика. Например, лицензию и копии ранее выполненных контрактов.
  • Декларацию о соответствии участника требованиям 44-ФЗ.
  • Реквизиты для оплаты поставки.
  • Характеристики товара, в том числе эскизы и чертежи.
  • Информацию о стране-изготовителе продукции с указанием кода ОКСМ и документы, которые подтверждают эти сведения.
  • Документы, которые подтверждают соответствие товара требованиям к такой продукции. Например, регистрационные удостоверения и сертификаты.
Читать далее  Как участвовать в тендерах и получать заказы?

Большую часть сведений о поставщике заказчику направляет электронная площадка (п. 2 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ). ИНН и декларацию о соответствии требованиям 44-ФЗ участникам придется прикладывать к заявке самостоятельно до 31 марта 2022 года (ст. 8 360-ФЗ от 02.07.2021).

Для подачи заявки на участие в аукционе нужно оформить электронную подпись и ежегодно ее обновлять.

Двухлетняя подписка на электронную подпись Марафон от Удостоверяющего центра Контура поможет избежать ежегодной подготовки документов для оформления новой ЭП.

Сроки проведения открытого аукциона

Начало: через два часа после окончания подачи заявок

Время на подачу ставки: 4 минуты

Длительность торгов: не больше пяти часов

Что такое конкурс

Конкурс как и аукцион — это процедура выбора поставщика на конкурентной основе. Победителем выбирают поставщика, который набрал больше баллов. Баллами оценивают не только насколько выгодна цена товара, но и дополнительные критерии: квалификация и деловая репутация поставщика, характеристики товара и тд.

Какие бывают виды конкурсов:

  • открытые и закрытые;
  • бумажные и электронные;
  • для нужд госзаказчиков и запросов частных фирм.

Где размещают сведения о конкурсе

Извещения о проведении конкурсов публикуют там же, где и извещения о проведении аукционов — на любой из восьми торговых площадок. Коммерческие компании могут использовать другие ЭТП и размещать объявления о проведении тендеров на корпоративных сайтах. При проведении закрытых тендеров, заказчики сами приглашают поставщиков принять участие в закупке.

Для участия в конкурсе, как и для аукциона, понадобится получить электронную подпись.

Например, в Удостоверяющем центре Контура оформление ЭП обойдется в 5,9 тыс. руб., а двухлетняя подписка Марафон от Удостоверяющего центра Контура обойдется в 13,9 тыс. руб.

Как проводят конкурс

Этапов в конкурсе больше, чем в аукционе. Алгоритм проведения открытого конкурса (ст. 48 44-ФЗ):

  1. Подача заявок участниками конкурса.
  2. Рассмотрение конкурсной комиссией первых частей заявок.
  3. Переторжка — подача окончательного предложения, цена которого не равна или не превышает предыдущее предложение участника. Нулевые ставки заказчики не принимают. Если поставщик не участвовал в переторжке, заказчик учитывает ценовое предложение из третьей части заявки.
  4. Рассмотрение вторых частей заявок.
  5. Подведение итогов.

Состав конкурсной заявки

Заявка на участие в конкурсе состоит из трех частей (ч. 2 ст. 48 44-ФЗ).

Первая часть заявки включает в себя:

  • параметры товара, в том числе товарный знак;
  • сведения о стране происхождения товара с указанием кода ОКСМ;
  • экологические характеристики продукции и сведения о величине расходов на эксплуатацию, если заказчик установил такое требование;
  • эскизы и чертежи, если их запросил заказчик.

Во вторую часть включают:

  • решение об одобрении крупной сделки;
  • документы, которые подтверждают соответствие поставщика единым и дополнительным требованиям заказчика и страну-изготовителя продукции;
  • декларацию о соответствии участника требованиям 44-ФЗ;
  • реквизиты для оплаты поставки;
  • документы о квалификации участника.
Читать далее  При какой сумме проводится тендер

Третья часть конкурсной заявки — это ценовое предложение или цена, которую предлагает участник за свой товар. Если поставщик не станет участвовать в переторжке — подаче окончательных предложений, финальной ценой будут считать цену из третьей части заявки (ч. 9 ст. 48 44-ФЗ).

Критерии выбора победителя

При выборе поставщиков госзаказчики могут установить и оценивать разные критерии (ч. 1 ст. 32 44-ФЗ):

  • цена предложения;
  • стоимость техобслуживания;
  • характеристики товара;
  • наличие финансовых, кадровых и материальных ресурсов для выполнения контракта;
  • опыт выполнения аналогичных работ;
  • деловая репутация фирмы.

Одновременно применяют не меньше двух критериев, один из которых — цена. Сколько баллов можно набрать и по какому критерию, заказчик уточняет в извещении о проведении конкурса. Предельные значения критериев и формулы расчета содержатся в Постановлении Правительства от 31.12.2021 №2604. Например, в конкурсе на капремонт по критерию «цена контракта» присваивают минимум 60 баллов. Не больше 40 дают по критериям «характеристики работ» и «квалификация участника».

Заказчики по 223-ФЗ и коммерческие фирмы разрабатывают критерии и правила их применения самостоятельно.

Сроки проведения открытого конкурса

Не больше двух рабочих дней. В особых случаях срок увеличивают до пяти рабочих дней

Особые случаи, при которых увеличивают срок рассмотрения первых частей заявок — это закупка научно-исследовательских и других работ высокой сложности. Полный перечень подобных случаев перечислен в ч. 4 ст. 48 44-ФЗ.

Если заказчик не установил такие критерии оценки, как «расходы на эксплуатацию», «экологические характеристики» или в описание включена проектная документация или смета на капремонт, у заявок не будет первой части. В такой ситуации заказчик рассмотрит вторые части после окончания подачи заявок и конкурс пройдет быстрее.

Чем отличается аукцион от конкурса по 44-ФЗ

Аукцион отличается от конкурса по нескольким параметрам:

  • Критерии оценки участников: в аукционе на первое место выходит цена, а в конкурсе –– количество баллов, которое набрал участник по нескольким критериям.
  • Алгоритм проведения: в конкурсе больше этапов.
  • Сроки проведения: выбор поставщика путем проведения конкурса занимает больше времени.
  • Требования к составу заявки: в конкурсную входит более обширный список документов, чем в аукционную.

Подробнее отличия аукциона от конкурса мы разобрали в таблице

  1. Подача заявок от поставщиков.
  2. Торги.
  3. Рассмотрение заявок и подведение итогов.
  1. Подача заявок участниками конкурса.
  2. Рассмотрение конкурсной комиссией первых частей заявок.
  3. Переторжка — подача окончательного предложения, цена которого меньше предыдущего предложения участника.
  4. Рассмотрение вторых частей заявок.
  5. Подведение итогов.

Подача заявок: не меньше 15 дней или 7 дней, если НМЦК не более 300 млн руб.

Читать далее  На каких площадках лучше участвовать в тендерах: обзор существующих площадок и рекомендации для участников закупок

Длительность торгов: не больше пяти часов.

Рассмотрение заявок и подведение итогов: не более двух рабочих дней.

Подача заявок: не менее 15 дней.

Рассмотрение первых частей заявок: не больше двух рабочих дней. В особых случаях срок увеличивают до пяти рабочих дней.

Переторжку проводят на следующий рабочий день после окончания рассмотрения первых частей. Длительность переторжки — не больше часа.

Подведение итогов: не больше одного рабочего дня.

  • Решение об одобрении крупной сделки.
  • Документы о соответствии поставщика требованиям заказчика (лицензия, декларация, копии выполненных контрактов и т.п.).
  • Реквизиты для оплаты поставки.
  • Параметры товара, в том числе сведения о стране-изготовителе.
  • Документы, которые подтверждают соответствие товара требованиям к такой продукции и его происхождение.
  • Первая часть заявки (параметры товара, в том числе сведения о стране происхождения, экологические характеристики продукции и сведения о величине расходов на эксплуатацию).
  • Вторая часть (одобрение крупной сделки, декларация, документы о соответствии поставщика требованиям заказчика и подтверждение страны происхождения товара, документы о квалификации участника).
  • Третья часть конкурсной заявки —ценовое предложение.

Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ

Одно из преимуществ конкурса, которое отличает его от аукционе — редкость демпинга или намеренного занижение цены. Правила подачи окончательного предложения в конкурсе исключают длительные торги, где участники могли бы постоянно предлагать цену меньшую, чем у конкурентов.

Кроме того, в конкурсе реже встречаются недобросовестные участники встречаются реже, чем в других видах закупок. Поскольку требования к квалификации поставщиков и составу заявки отсеивают такие фирмы.

Минус конкурса — высокий порог входа для поставщиков-новичков. Фирмам без опыта редко удается выдержать конкуренцию с более опытными участниками.

Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ

Отсутствие выбора поставщика по балльному принципу исходя из его опыта, квалификации, цены предложения и других критериев упрощает победу в аукционе. Поставщику для победы понадобится правильно подготовить заявку и предложить низкую цену в ходе торгов.

Исключение — торги с ценой больше 20 млн руб. С января 2022 года заказчики проводят такие крупные тендеры только для поставщиков с опытом. Учитывайте, что правила универсальной предквалификации не применяют в торгах с дополнительными требованиями к участникам.

Частая проблема электронных аукционов — демпинг и недобросовестные поставщики. Некоторые фирмы участвуют в торгах номинально, чтобы сбить с толку реальных участников и привести к победе определенную компанию. Новые поставщики иногда в азарте занижают цены, а потом понимают, что не в состоянии выполнить условия сделки.

Выводы

Одержать победу в аукционе сможет даже компания без большого опыта работы с госзаказом. Главное — внимательно изучить требования заказчика, верно подготовить заявку и не идти на поводу у других участников в ходе торгов. Конкурс — тендер для более опытных компаний, которые получат дополнительные баллы за их квалификацию, опыт или деловую репутацию.

Воспользуйтесь услугами экспертов по тендерам, если решили участвовать в конкурсе или впервые выходите на торги. Это поможет выиграть тендер и избежать ошибок новичков.

Источник https://ca.kontur.ru/articles/22723-otlichiya_aukciona_ot_konkursa

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *