Автокредитование в первом полугодии 2023 года: что изменилось по сравнению с 2022 годом

Автокредитование в первом полугодии 2023 года: что изменилось по сравнению с 2022 годом

Автокредитование в первом полугодии 2023 года: что изменилось по сравнению с 2022 годом

Аналитический центр Банки.ру изучил, как изменилась ситуация на рынке автокредитования в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Опираясь на официальные статистические данные Банка России, Росстата, НБКИ, аналитического агентства «Автостат» и эксклюзивные внутренние данные финансового маркетплейса Банки.ру, аналитики сравнили основные показатели развития авторынка и рынка автокредитования, изучили суммы, ставки, сроки и другие параметры автокредитов, а также выявили отличия в портрете заемщиков в эти периоды.

Что происходило на авторынке

В первом полугодии 2023 года отечественный авторынок перешел к восстановительной траектории развития: в сравнении с аналогичным периодом 2022 года по его итогам было продано больше как новых, так и подержанных транспортных средств. Задавал динамику вторичный сегмент — по данным аналитического агентства «Автостат», в этот период в России было продано 2,75 млн легковых автомобилей с пробегом, что на 27% превысило уровень аналогичного периода 2022 года. Количество же реализованных за тот же период новых машин составило немногим свыше 400 тыс. – на 14% больше, чем в первые шесть месяцев 2022 года. В первую очередь, рост рынка связан с эффектом низкой базы первого полугодия 2022 года, когда после начала СВО с него последовательно стали уходить крупнейшие автоконцерны, образовался дефицит новых машин и существенно упали их продажи. Во-вторых, с реализацией населением отложенного ранее спроса. В-третьих, с продолжающимся удорожанием машин, ввиду чего, опасаясь обесценивания сбережений на фоне растущей инфляции, граждане стремились приобрести автомобили – прежде всего, уходящие с рынка страны марки с пробегом. По данным Росстата, средняя цена на новые иномарки в России в сравнении с аналогичным периодом 2022 года прибавила 24% и составила по итогам первых шести месяцев 2023-го 2,1 млн рублей. Подержанные иномарки подорожали на 12,5% — до 1,1 млн рублей. Меньше всего (лишь на 3%) выросла средняя цена на новые автомобили отечественного производства, составив в первом полугодии 2023 года около 940 тыс. рублей. При этом сильнее всего за год средний чек новых автомобилей вырос в Южном федеральном округе, а подержанных – в Северо-Западном. Новые отечественные машины за этот период подешевели в Уральском ФО, а меньше всего подорожали – в Северо-Западном. Наименьший прирост средней стоимости новых иномарок был зафиксирован Росстатом в Дальневосточном ФО, а подержанных – в Центральной России. Самой популярной маркой стала LADA по данным агентства «Автостат», в первом полугодии 2023 года ее доля в структуре продаваемых транспортных средств составила 34% и за год выросла на 13%. На втором месте находилась Chery — ее рыночная доля увеличилась на 8% и составила 12%. Замыкает первую тройку Haval – на эту марку пришлось 10% всех продаж. В целом же лидерами в топ-10 продаваемых в первом полугодии 2023 года в России марок машин стали «китайцы». Их суммарная доля составила 39%, в то время как годом ранее была равна только 11%. Удельный вес же корейских и японских автопроизводителей, напротив, сжался.
Что происходило с автокредитованием
Происходящее на авторынке предопределило двухкратное преобладание в банковских выдачах кредитов на покупку подержанных машин. По оценкам агентства «Автостат», их число выросло в первом полугодии 2023 года на 88%, а объем – на 138%, в то время как кредитов на приобретение новых транспортных средств стало больше на 47% в штуках и на 55% в денежном выражении. В результате, по данным НБКИ, всего банками было выдано 387,5 тыс. автокредитов на полтриллиона рублей, что более чем на 60% превысило итоги аналогичного периода 2022 года. Связать это можно как с ростом спроса на автокредиты ввиду происходящих на авторынке тенденций, так и с увеличением средних чеков оформляемых населением в кредит средств на фоне удорожания машин. По данным НБКИ, в июне 2023 года средний размер автокредита в России составил 1,35 млн рублей, что почти на 12% больше аналогичного показателя июня 2022-го. Рост средних чеков автокредитов отразился на удлинении их сроков. Статистика ЦБ свидетельствует, что в первом полугодии 2023 года доля долгосрочных автокредитов (свыше трех лет) составила 97%. За год она увеличилась на 4,6%, в то время как автокредиты сроком от года до трех лет потеряли за этот период в весе 4,4%. Минимальный же интерес заемщики проявляли к краткосрочным займам на покупку автомобиля – на них пришлось только 0,2% выданных кредитными организациями гражданам ссуд. Росту интереса к автокредитам со стороны потенциальных заемщиков способствовало и снижение банками ставок. По данным ЦБ, в первом полугодии 2023 года средневзвешенная процентная ставка по автокредитам составила 15,1% годовых, в то время как годом ранее она находилась на уровне 18,4% годовых. При этом сильнее всего за год снизились ставки по автокредитам на срок более трех лет, а меньше – до шести месяцев, практически не пользующиеся спросом со стороны населения. Наиболее же выгодный уровень процента, как и годом ранее, банки в среднем были готовы предлагать клиентам, заимствующим денежные средства на срок от одного года до трех лет.
Следствием стремительной шестимесячной динамики восстановления автокредитования стал рост совокупного портфеля автокредитов в банковском секторе на 11,5%. По итогам июня 2023 года он достиг 1,36 трлн рублей и показал наибольшие темпы прироста среди всех сегментов розничного кредитования в РФ как на полугодовом, так и на годовом горизонте. Как результат, к середине года его доля в совокупном портфеле кредитов физических лиц отечественных банков немного подросла, но уровня начала 2022 года пока что не повторила.

Читать далее  Все о госпрограмме на покупку автомобиля в 2024 году

Как поменялся портрет заемщика

В первом полугодии 2023 года спрос на автокредиты со стороны пользователей «Мастера подбора кредитов» финансового маркетплейса Банки.ру был на 140% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Преимущественный интерес к этому продукту по-прежнему проявляли мужчины, однако по сравнению с первой половиной 2022 года их средний удельный вес в гендерной структуре заемщиков немного снизился. Одновременно в автокредитовании стало ощутимее больше молодых заемщиков — за год средняя доля оставивших заявки пользователей в возрасте от 18 до 25 лет выросла с 11% до 16%, а от 25 до 35 лет — с 43% до 44%. Интерес же к автокредитованию со стороны других групп, за исключением заемщиков в возрасте старше 55 лет, немного упал. При этом преобладающую часть спроса продолжило формировать экономически активное население в возрасте от 25 до 45 лет. Подтверждает «омоложение» автокредитных заемщиков и снижение среднего возраста пользователей, оставивших в первом полугодии 2023 года заявки в сервисах Банки.ру. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года он стал меньше практически на два года и составил 34 года. При этом заемщики-женщины, хоть и незначительно, но были младше мужчин.
Самой большой популярностью у желавших получить автокредит граждан пользовалась сумма от 1 млн до 3 млн рублей, в то время как годом ранее эту позицию занимал диапазон до полумиллиона рублей. Одновременно с этим продолжили расти запросы автокредита с желаемой суммой свыше 3 млн рублей, а на сумму менее 500 тыс. рублей – снижаться. Средняя запрашиваемая сумма автокредита в сервисах Банки.ру выросла за год на 12% и составила в первом полугодии 2023 года чуть больше 1 млн рублей. На наиболее высокие средние чеки автокредита, как и годом ранее, рассчитывали мужчины в возрасте от 45 до 55 лет, наименьшие суммы запрашивали женщины в возрасте от 18 до 25 лет. Больше всего на годовом горизонте выросла средняя сумма, запрошенная женщинами старше 65 лет, а наименьший прирост показал средний чек, интересовавший женщин в возрасте от 45 до 55 лет. Средний срок автокредита за год изменился незначительно, сократившись с 5,5 до 5,1 года. На самый длительный период рассчитывали мужчины в возрасте от 25 до 45 лет и женщины от 35 до 45 лет. Наименьший средний срок, как и годом ранее, интересовал женщин старше 65 лет, и его продолжительность за анализируемый нами период не изменилась. При этом единственной категорией заемщиков, у которой за год вырос этот показатель, стали мужчины в возрасте от 55 до 65 лет. Сильнее же всего за год сократился средний запрашиваемый срок автокредита мужчинами старше 65 лет. По данным НБКИ, средний персональный кредитный рейтинг заемщиков в автокредитовании в первом полугодии 2023 года был высоким [1] и составлял 685 баллов. Уровень кредитоспособности пользователей, планировавших получить автокредит через сервисы Банки.ру, был ниже и у большинства половозрастных групп заемщиков оценивался как средний (от 150 до 593 баллов). Наибольшее значение среднего кредитного рейтинга демонстрировали женщины 45–65 лет, а минимальным, как и годом ранее, отличались мужчины младше 25 лет, показавшие наибольшее снижение этого показателя на годовом горизонте. Меньше же всего за этот период снизился кредитный рейтинг женщин старше 65 лет. При этом в первой половине 2022 года вместе с женщинами от 45 до 55 лет в числе заемщиков с высоким кредитным рейтингом находились мужчины старше 65 лет.
Как и годом ранее, превалирующая часть граждан, желающих получить автокредит, имели среднее образование и состояли в официальном браке. Преобладающая часть потенциальных заемщиков были официально трудоустроены, однако по сравнению с первой половиной 2022 года их доля в структуре видов занятости немного снизилась, так же как и удельный вес ИП. При этом средний указываемый пользователями Банки.ру стаж в первом полугодии 2023 года приблизился к шести годам и почти на два года превысил результат 2022-го. Интерес пенсионеров и неофициально устроенных граждан к автокредитованию в среднем за год не изменился, а вот самозанятых и неработающих граждан стало больше. В части же типа организации-работодателя изменений не произошло: по-прежнему более половины потенциальных заемщиков работали в коммерческих организациях (ООО), а доля бюджетников была минимальной. Одновременно продолжил расти указываемый уровень ежемесячного дохода потенциальных автовладельцев – его среднее значение в первом полугодии 2023-го приблизилось к 100 тыс. рублей против 92 тыс. в первой половине 2022-го. Больше всего автокредитами в сервисах Банки.ру интересовались заемщики из Москвы и Санкт-Петербурга, однако за год их доля немного снизилась. Интерес жителей Краснодарского края, Свердловской и Ростовской областей к этому продукту, напротив, повысился. Топ-10 регионов на протяжении анализируемого нами периода практически не изменился – за исключением того, что в 2023 году Новосибирскую область и Красноярский край в нем сменили Нижегородская и Самарская области. Закономерно, что большинство из этих регионов являются лидерами и по объему выданных кредитов. В частности, по данным НБКИ, наибольший объем выданных в первом полугодии 2023 года автокредитов был отмечен в Москве (44,9 млрд рублей), Московской области (35,4 млрд), Санкт-Петербурге (30,6 млрд), Республике Татарстан (22,9 млрд) и Краснодарском крае (22,9 млрд).

Читать далее  Банки планируют снизить ставки по автокредитам. Сколько придется платить

Итоги и прогнозы

  • После внеочередного августовского повышения Банком России значения ключевой ставки мы не ожидаем существенного роста ставок по автокредитам, поскольку, ожидая перехода регулятора к политике «дорогих денег», многие банки заранее меняли свои модели ценообразования. Однако у ряда игроков, долго удерживавших их неизменными, ставки по автокредитам до конца лета могут повыситься на величину до 2% годовых. Из-за повышения ключевой ставки в России, скорее всего, продолжат расти цены на автомобили, что приведет к удорожанию автокредитов для заемщиков, поскольку вырастут их средние чеки. Для обеспечения комфортного ежемесячного платежа и выполнения регуляторных требований ЦБ банки будут вынуждены «удлинять» сроки автокредитов, что в конечном итоге ляжет бременем на заемщиков, поскольку приведет к росту переплаты по автокредитам. Ввиду этих факторов мы ожидаем замедления темпов развития автокредитования в России, но по-прежнему прогнозируем, что наряду с ипотекой этот сектор будет продолжать оставаться до конца года драйвером развития розничного кредитования.
  • В условиях роста цен на автомобили и сохраняющегося ограниченного предложения машин многие люди будут по-прежнему стремиться успеть купить желаемую марку и модель машины, поэтому большая часть спроса, на наш взгляд, и далее будет преимущественно сосредоточена на вторичном сегменте. Сдерживать стремительную восстановительную динамику рынка, наблюдаемую в первой половине года, будет исчерпание отложенного платежеспособного спроса со стороны населения на фоне снижения реальных располагаемых доходов и высокого уровня долговой нагрузки.
  • По нашему мнению, в 2023 году автокредитование в России вряд ли вернется к рекордной допандемийной динамике в части количества выданных автокредитов. При условии отсутствия на рынке потрясений и новых макроэкономических шоков мы ожидаем существенного замедления стремительных среднемесячных темпов восстановительного роста выдач автокредитов, наблюдаемого в первой половине года, до 1,2% в месяц. Ключевыми факторами активизации потребительского спроса будут являться снижение стоимости автомобилей и расширение их ассортимента, а также сохранение госпрограммы поддержки рынка и увеличение лимитов по ней. Одновременно считаем, что в 2023 году на рынке по-прежнему будет наблюдаться тенденция к росту среднего чека выдаваемых автокредитов на фоне удорожания стоимости машин. По нашему прогнозу, к концу года при сохранении текущих темпов роста он может достигнуть 1,6 млн рублей.
  • По итогам исследования мы повышаем свой базовый прогноз по сравнению с исследованием по итогам I квартала 2023 года и ожидаем роста портфеля автокредитов по итогам года до 1,5 трлн рублей, что на 24% превысит уровень января 2023 года. Ввиду обозначенных выше факторов, способствующих увеличению объемов выдаваемых банками средств населению, мы ожидаем среднемесячных темпов его прироста в 1,8%.
Читать далее  Какой процент автокредита в Сбербанке на сегодня — основные вопросы

Для отслеживания произошедших изменений в портрете заемщика и параметрах автокредитования использовались эксклюзивные внутренние данные Банки.ру. В расчет входили данные заявок на автокредиты банков, оставленные в «Мастере подбора кредитов» Банки.ру в период с 1 января по 30 июня 2022, 2023 годов.

По состоянию на август 2023 года на нашей платформе зарегистрировано уже более 13 млн зарегистрированных пользователей. Ежемесячно Банки.ру обрабатывает более 1,4 млн заявок на финансовые продукты. Наши сервисы работают более чем в 20 продуктовых категориях.

[1] Присваивается при количестве баллов от 594 до 903. Персональный кредитный рейтинг НБКИ бывает еще двух градаций: низкая — до 149 баллов включительно, очень высокая — от 904 баллов.

n nttt nttt ntt nt»,»content»:»tt

ntttu0412u044b u043du0435 u0430u0432u0442u043eu0440u0438u0437u043eu0432u0430u043du044b u043du0430 u0441u0430u0439u0442u0435.ntt ntt

Источник https://www.banki.ru/news/research/?id=10990802

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *